Индейцы и белые

Индейцы и белые

Много чего про индейцев рассказывают. Как их уничтожали в древности, уничтожали безжалостно и так далее.

А вот священник Луис Никола, проживший долгие годы среди индейцев Великих Озер, говорит о белых и индейцах, как о «неразлучных компаньонах».

Да не могли колонисты развивать колонии без тесного взаимообщения с местным населением, получая от того знания о местных злаках, способах обработки земли, о животных, обработке мехов и многом другом.

Межрасовые браки не приветствовались (да и сегодня они не приветствуются, кстати), но вызвано неприятие было, в первую очередь, религиозными причинами. Если индеец был крещён, то спокойно брал в жёны белую женщину (и наоборот – белый мужчина женился на индианке – таких случаев – пруд пруди).

Разумеется, нельзя говорить, что отношения между белыми и индейцами были идеальными, но конфликтов и войн было не больше, чем, скажем, между Францией или Испанией или между Россией и Польшей.

И, как везде и всюду, отношения между европейцами и индейцами строятся вокруг торговли, союз белых поселенцев с местным населением зиждется на обмене. А так как товарообмен, как любая товарообменная деятельность у индейцев, сопровождался общественными ритуалами, связанными с договорами, союзами, официальными усыновленями и породнением, то торговля способствовала взаимному культурному проникновению французов и индейцев, и появлению слоя метисов. Имела место так называемая «коммерческая колонизация», развивающаяся благодаря торговым прилавкам, а не колонизация многочисленного притока поселенцев, изымающих земли у старожилов.

 Обмен товарами между индейцами и белыми. Фотография начала 18 века, сделанная на берегу Гудзона, в Нью-Джерси. Кто-то говорит, что фейк, не было индианок с белой косой, а по-моему, так просто цвет не получился на фотографии

Но были и непонимания. Например, одним из потенциальных источников разногласий и трений являлся скот колонистов. Европейские свиньи свободно паслись вокруг поселений и часто забредали на кукурузные поля индейцев, которые не огораживались. Индейцы, таким образом, не колебались перед убийством «нарушителей», к негодованию поселенцев, и несмотря на то, что понятия частной собственности им они не знали. 

Индеец воспринимает себя как элемент природы, он считает себя равным животному, рыбе, растениям. Земля, таким образом, не является его собственностью, так же, как и воздух. Она не рассматривается в качестве недвижимости, которая может продаваться или меняться. Свиньи, коровы, овцы тем самым являются всего лишь дополнительным источником пищи, таким, как медведи или олени. 

В конфликтах, кстати, индейцы зачастую ограничивались тем, что обрубали хвосты у вражеских лошадей, что считалось большим успехом воина и считалось равнозначным скальпированию вражеского воина. Иначе говоря, они не считали лошадей животными, раз те принимали участие в битве на стороне противоборствующей стороны.

Но конфликты, войны, как бы знамениты они не были, в действительности были редки. Отношения основывались на обмене ресурсами, а также на взаимообогащении и взаимовлиянии.

Edmond Atkin, управляющий индейскими делами в британских колониях, отмечает в середине восемндацатого века: «Обычно считается теми, кто в Америке не был, что мы завоевали своё влияние в индейских нациях и поддерживаем его благодаря своим фортам. Однако, было бы абсурдным считать, что британцы могли бы поддерживать интерес и влияние среди индейцев, не обладая их уважением и симпатией!

А вот эпидемии, действительно выкашивали и индейцев, и поселенцев. Чужие болезни уничтожили больше половины аборигенов и больше половины колонистов. Никто никого специально не заражал (чушь всё это, хотя про «заражения» можно прочитать в книжках и статьях), но люди умирали часто от неизестных болезней – кстати, в Европу тоже занесли несколько эпидемий из Америки. И эти эпидемии выкашивали население сотнями тысяч. И никто не говорит, что, мол, индейцы специально творили зло.

No comments:

Post a Comment